В
данном разделе вы можете ознакомиться с основными понятиями авиации.
Выберите интересующий пункт:
-
Аэродинамика
-
Подъемная сила крыла
-
СЛА
-
Дельтаплан
-
Мотодельтаплан
-
Статичная лебедка
Аэродинамика
Наука изучающая законы движения газов лишь значением
своих физических констант; законы движения воздуха и других газов, а в
определенных условиях и жидкостей, качественно одни и те же, либо наука
изучающая взаимодействие газов на обтекаемые в потоке тела.
Данные аэродинамики широко используются при проектировании летательных
аппаратов.
Подъемная сила крыла
Возникновение данной силы является разность давления
воздуха на верхней и нижней поверхности крыла.
СЛА
Аббревиатура "СЛА" имеет два разных значения:
-
"СверхЛёгкая Авиация";
-
"Сверхлёгкий Летательный Аппарат".
Эта аббревиатура встречается в обоих значениях как в
разговорной речи, так и в официальной речи, документах и терминологии.
Подходящее значение, как правило, легко определяется по контексту.
Cверхлегкие летательные аппараты - летательные аппараты,
имеющие максимальную взлетную массу не более 495 кг (без учета веса
авиационных средств спасения). Сверхлегкие летательные аппараты
подразделяются на безмоторные (дельтапланы, парапланы) и моторные (микросамолеты,
дельталеты, мотодельтапланы, аэрошюты, паралеты, мотопарапланы,
автожиры, сверхлегкие вертолеты, гидро-СЛА, амфибии-СЛА).
Просим обратить внимание на то, что парашюты (кроме
спасательных, используемых в СЛА), воздушные шары и аэростаты, а также
модели летательных аппаратов к сверхлегкой авиации не относятся.
Существует также понятие "СВС" - сверхлёгкое воздушное
судно, но оно употребляется крайне редко, в основном - в официальных
авиационных документах. Означает оно то же, что и "сверхлёгкий
летательный аппарат".
Понятие "сверхлёгкая авиация" появилось не так давно - в
конце 80-х - начале 90-х годов - с целью объединения в единую
классификационную группу появившихся тогда новых летательных аппаратов и
соответствующих им видов спорта: мотодельтапланов (дельталётов) и
микросамолётов - дельталётный спорт [к настоящему времени он называется
СЛА-мото и включает в себя не только дельталёты и микросамолёты, но и
другие моторные СЛА], парапланов - парапланерный спорт (парапланеризм).
Первым представителем (и можно сказать, отцом) сверхлёгкой авиации
является дельтаплан и дельтапланеризм (дельтапланерный спорт). Также в
число основоположников сверхлегкой авиации можно записать планёры и
парашюты, а также небольшие самолёты [последние сегодня именуются
микросамолётами].
Любопытный факт: понятие "СЛА" - чисто советский
"продукт". В Америке и Европе, - откуда в основном и пришли к нам
дельтапланы, парапланы, мотодельтапланы (дельталёты), мотопарапланы ("парамоторы",
паралёты, аэрошюты), автожиры и другие подобные летательные аппараты,
которые у нас сегодня классифицируются единым понятием "СЛА", - нет
такого обобщающего названия для этих аппаратов, за редкими исключениями:
ULM и microlight (оба обозначают моторные СЛА).
Много интересного из истории развития сверхлёгкой авиации
Вы найдёте на сайте ОФ СЛА России, в частности в рубриках "О Федерации"
и "История зарождения и развития сверхлегкой авиации в СССР и России", а
также на форуме "История дельтапланеризма".
--------------------------------------------------------------------------------
Основные классы сверхлегких летательных аппаратов (по
официальной классификации, принятой ОФ СЛА России)
Дельтапланы и парапланы, дельталеты и микросамолеты,
мотопарапланы и паралеты, - этот перечень может быть продолжен. И все
это летательные аппараты самой молодой из "небесных" отраслей -
сверхлегкой авиации. Если преставление о том, что такое дельтаплан уже
есть у многих, то со всеми остальными названными понятиями пока не все
ясно даже людям, близким к авиации. Дело в том, что очень уж быстро
развивается сверхлегкая авиация. Растет, в том числе, количество новых
классов и типов сверхлегких летательных аппаратов.
Итак, основные сведения по классификации СЛА.
Безмоторные СЛА:
Моторные СЛА:
Класс безмоторных сверхлегких летательных аппаратов
тяжелее воздуха; планер, конструкции которого обеспечивает его
эксплуатацию на взлете, посадке и при переносе только за счет
собственной мышечной энергии пилота с опорой на ноги. Свое название
дельтаплан получил от греческой буквы "Дельта", форму которой имели
дельтапланы первых поколений. Во время полета пилот находится подвесной
системе, что обеспечивает ему свободу телодвижений для балансирного
управления.
Дельтапланы классифицируются:
-
по способу управления - на аппараты с балансирным или
аэродинамическим управлением;
-
по конструкции крыла - с гибким или жестким крылом;
-
по количеству членов экипажа - одноместные или
многоместные.
По степени распространенности первое место занимают
одноместные дельтапланы с балансирным управлением и с гибким крылом.
Другие модификации встречаются достаточно редко. Хотя в последнее время
завоёвывают популярность так называемые "жесткокрылы" - дельтапланы с
жестким крылом и со смешанным (аэродинамическим и балансирным) или
полностью аэродинамическим управлением.
Моторный сверхлегкий летательный аппарат тяжелее воздуха
с балансирным управлением. Дельталёт - наиболее распространенный
подкласс моторных СЛА. Возник на базе дельтаплана и мотодельтаплана,
унаследовал от своих предшественников многие элементы конструкции и
технологии изготовления. Является, наряду с ними, наиболее простым и
доступным летательным аппаратом. Конструктивно состоит из двух модулей:
пилотажного и функционального. Первый практически представляет собой
дельтаплан усиленной конструкции со всеми составляющими его элементами
(в разговорной речи именуется "крылом"); второй во многом повторяет
фюзеляж микросамолета и включает: силовую раму, шасси, сидение пилотов и
т.д. (в разговорной речи - "тележка"), на нем же монтируется силовая
установка (двигатель с воздушным винтом, бак для топлива и т.д.).
Дельталёт является гибридом дельтаплана и самолета и оптимально сочетает
многие их достоинства, например, уступая микросамолету в скорости и
точности выдерживания параметров полета, он имеет неоспоримые
преимущества по взлетно-посадочным характеристикам, мобильности при
транспортировке, неприхотливости в эксплуатации.
Спортивное применение регламентируется аналогично
микросамолетам.
Примечание: часто, особенно в разговорной речи,
дельталеты именуются мотодельтапланами. Исторически именно термин
"мотодельтаплан" появился в отношении первых дельталётов. Но по принятой
официальной классификации ОФ СЛА России корректным наименованием этого
класса СЛА всё же является "дельталет".
|